24 октября, 2014

Про ностальгию по еде и стереотипы продуктового мышления



Во завернула название статьи, да))) На самом деле давно хотела написать пост о том, чего же так «не хватает» русской душе на прилавках шведских магазинов. И этот пост, скорее, крик души к друзьям и знакомым, которые вот уже два года пишут мне примерно такие послания: «буду в Стокгольме пару дней проездом, может тебе хоть хлебушка черного привезти, скучаешь небось без нашего-то?», «пардон, но пельмени не повезу, а вот вареньица захватить могу», «привет, голодающая Европа, может тебе гречки выслать или сало, так ты только скажи...» и т.д. и т.п. в том же духе))) 
Дорогие мои, спасибо вам за заботу, спасибо, что помните и переживаете, как я тут без черного хлеба и пельменей живу, но, не стоит беспокоиться! Вы лучше сами в гости приезжайте, можно вообще без гостинцев, у нас тут кое-что в магазинах имеется))) Уже даже в шведских магазинах начали пельмени продавать шведского производства)))

А тут еще на днях на Лайфхакере статья появилась, так сказать, на злобу дня - «Какой еды не хватает русским за границей». Почитала, улыбнулась. Сразу возник вопрос к автору – за какой границей нет сметаны и варенья?))) А если серьезно, сколько же стереотипов сидит в головах россиян по поводу того, что есть и чего нет в магазинах Европы, да и ценности российских продуктов для русского человека явно завышены...

А может быть, это я какая-то неправильная, может быть – легко адаптируемая, а может просто внутри меня всегда европейка жила, и вот теперь вышла наружу. Но я по российской еде и продуктам не скучаю вообще, и борщ еще ни разу не варила)))

Ну что, давайте пройдемся по продуктам! Отправной точкой послужил список продуктов из Лайфхакера, плюс в конце – мои личные наблюдения.

1. Ржаной хлеб.
Помните, я писала про шведский хлеб, что он – сладкий и прочее? Так вот, прогресс добрался и до Швеции. Есть, товарищи, темный хлеб без сахара! Ура! Хотя мы продолжаем печь свой домашний. Так что, ну нет здесь Дарницкого, и что?

2. Гречка.
Это уже даже не смешно про гречку. Как они, бедные, тут живут, без гречки-то, непонятно? Гречку можно легко найти в польских магазинах или в русских. Мне подружка на прошлое Рождество пачку польской гречки придарила. Я ее сделала, как в детстве, с молоком. А потом оставшуюся приготовила с грибами и котлетами. Муж вкус одобрил, оценил интересную крупу. Ну и на этом всё, больше гречки мне и не хочется))) Я для себя открыла булгур и кус-кус, и еще много разной крупы.

3. Сушки с маком.
Ну не с маком, а вообще! Да, сушек здесь нет, зато у меня есть замечательные друзья, которые периодически привозят-присылают сушки. Помните, мой пост про летних гостей?
Кстати, в Германии с сушками проще, там и русских магазинов больше, да и немцы уже начали сушки производить, правда, по мнению наших девушек, немецкие сушки все равно хуже русских.

4. Зернистый творог.
Такого, чтобы как в российском понимании – нет, есть творог двух видов: Кварг – по густоте сметаны разной жирности, и Кесо – он же коттедж чиз, или деревенский сыр, слегка солоноватый, хотя есть и с фруктами. Для выпечки и ребенку поесть я беру кварг. Очень вкусно.

5. Ягоды.
Земляника и красная смородина – одни из любимых ягод шведов! Про клубнику вообще промолчу, это – святая для каждого шведа ягода, ее здесь не просто любят, боготворят))) Я рассказывала, как собирала смородину у себя на террасе. Да и в магазинах можно купить разную ягоду, и рецептов много, что из ягоды делать.
Вот с клюквой проблематичней, с живой, соков и варенья много, а также она есть в замороженном виде.

6. Сушеная рыба.
Даже не пыталась ее найти здесь. Я и раньше-то ее не очень любила. Мне больше лосось нравится)))

7. Горчица.
Ну вот тебе, здрасьте, горчица западная плохая! Ха, да шведы обожают горчицу – всякую разную, и сладкую и горькую, и дижонскую.

8. Соления.
Мы и в России-то особо ничего не солили на зиму, капусту квасили немного, и все. В Швеции в любом супермаркете много солений по рецептам разных стран мира. Для себя открыла маринованную свеклу – очень хороша!

9. Ириски.
Последний раз я «Золотой ключик» ела лет в 12, не позже))) А Тоффи люблю и по сей день...

10. Докторская колбаса.
А в Швеции – Фалукорв, да еще и 80% мяса. Шведская вареная колбаса выигрывает однозначно.

11. Кефир и сметана.
Шведы – фанаты молочных и кисло-молочных продуктов.
Сметана здесь – великолепная, разной жирности, но одинаковая по натуральности.
Кефир – шведский вариант кефира - фильмьёльк (filmjölk), или, как говорят шведы, просто «филь». У них только не очень принято его из стакана пить, больше добавляют в мюсли и в соусы. Мой муж на меня странно смотрел первое время, когда я наливала себе стакан филя, выпивала залпом, и наливала еще))) А теперь у меня так дочь делает.
Кстати, есть здесь в продаже Rysk Kefir (Русский кефир), производители, видимо, тоже знают про стереотипы. Но на вкус он вообще не понятно на что похож, из русского в этом кефире только название. Филь больше похож на кефир.

12. Грибы.
Я раньше грибы вообще никогда не ела, на дух их не переносила. А здесь попробовала, и полюбила. Так что, ничего не знаю про российские грибы, а вот шведские шампиньоны и лисички – очень вкусные.

13. Халва.
А я и не знаю, есть она здесь или нет, даже и забыла, что такое существует. Кстати, да, раньше очень ее любила. Как и другие восточные сладости. Надо попробовать найти в польском магазине)))

14. Квашеная капуста.
Вот прямо такой хрустящей с морковкой здесь нет. Но зато есть немецкая, тонкорубленная, и есть польская, тоже тоненькая. И ту и другую я очень люблю, и готовлю по рецепту немецкой бабушки моего мужа – обжариваю ее на оливковом масле, с лучкой, яблоком и беконом. Обалденно вкусно!

15. Тушенка.
Вот этот пункт меня особенно порадовал. Без комментариев! Я такое и раньше не ела никогда!

16. Варенье.
Если честно, шведское – естественней и натуральней, что ли, с кусочками ягод и фруктов, есть в меру сладкое. Я для себя открыла яблочное пюре – очень вкусно, и даже есть рецепты приготовления датского пирога на основе яблочного пюре.

17. Селедка.
Про селедку я писала здесь. Да, она – другая, не такая, как в России. Но можно найти и такую, надо места знать.
Я люблю обычную магазинную баночную)))

18. Зефир.
Традиционного советского – нет, но маршмеллоу - тоже вкусно))) Да и всякой пастилы много.

19. Майонез.
И раньше его не любила, а здесь такое разнообразие соусов и приправ, что про майонез даже не вспоминаю. Многие соусы для салатов делаю на основе грэдфиль (Grädfil) – 12% густой вариант, легкая сметана, или густой кефир.

20. Пряники.
Тульских пряников нет))) Эх, любила я их раньше! Но зато здесь есть Pepparkakor – что-то типа имбирного печенья, традиционные рождественские печенюшки. Есть вариант их приготовления как пряников или даже как бисквита – с глазурью. А еще к Рождеству появятся немецкие лебкюхены – пряники с разной начинкой и глазурью. Ням!

Ну вот это был список из Лайфхакера. Я добавляю парочку своих пунктов.

21. Сало.
Да, такого типично нашего сала, чтобы как масло резалось, нет. Ну и ладно)))

22. Шоколад.
Нее, я не скучаю по российскому шоколаду, не могу сказать, что шведский шоколад – прямо очень хороший, но есть швейцарский, например, и бельгийский. Но друзей всегда прошу привезти «Аленку» и «Вдохновение» - мой муж их просто обожает, говорит, что российский шоколад не такой сладкий, как шведский, и вкусовые характеристики лучше. Да и другие шведские друзья тоже оценили по достоинству российский шоколад.

23. Мармелад.
Для шведов «мармелад» - это своего рода варенье или джем))) Они здесь всё мармелад называют. А вот наш, ГОСТовский российский, дольки или в сахаре, шведы, ну или по крайней мере, мои знакомые шведы, никогда не пробовали. Летом подружка привезла белорусский мармелад, несколько видов, вкусноты необыкновенной. Так мне из всего подарка досталось несколько кусочков, все остальное было съедено мужем и свекровью, которые такого никогда раньше не ели, но это было так вкусно, что они даже не заметили, что мне ничего не оставили)))

24. Мойва.
Вот чего тут нет, так это вот этой маленькой рыбки, при приготовлении которой источается такой зверский аромат, что соседи тебя либо обожают и пускают слюни, либо ненавидят лютой ненавистью, потому что терпеть не могут мойву))) Вот это я вспоминаю с любовью, вкус жареной мойвы (и аромат) был потрясающий. Боюсь только, что если ее здесь раздобуду, муж заставит ее готовить на открытом пространстве подальше от города)))
Зато у шведов есть сюрстрёмминг)))

25. Антоновка.
Яблочки такие, зеленые-зеленые и кисленько-вкусные. Сколько не пыталась найти такие здесь – не нашла. Зато распробовала местные шведские яблоки, в основном все сладкие сорта. Яблочные пироги из них знатные получаются. Хотя, иногда очень хочется кисленькое яблочко из детства.

26. Семечки.
Про них меня чаще всего спрашивают друзья))) Вот прямо таких, чтобы «лузгать» - не видела, чищеные есть, их при выпечке используют, и в десертах.


27. Клюква в сахаре.
Вот чего нет, того нет. Этот вкус я помню с детства, да и в зрелом возрасте клюква в сахаре всегда выручала в гнилую осеннюю погоду.

28. Сгущенка.
Это – самое большое заблуждение, что здесь нет сгущенки. Есть, да еще и несладкую можно найти. Ее хорошо использовать в выпечке.


Вот такой вот стереотипный список получился. Или антистереотипный, или список продуктов, без которых вполне себе можно выжить в Швеции, найдя местные аналоги.

При желании здесь вполне можно найти всё, по чему скучаете, а можно и попытаться приготовить самим, а можно и просто попробовать что-то новое, и обязательно найдете вкуснятину по душе!

Спасибо моей подруге Свете из Германии за ее мнение о «ностальгии по продуктам» и способах выхода из нее)))

А Вы скучаете по каким-нибудь продуктам, находясь за границей?

Часть фото – мои, часть – из Интернета.

4 комментария:

  1. Единственный продукт, по которому я скучаю живя в Швеции - творог.

    ОтветитьУдалить
  2. В Швеции халву можно купить в ICA MAXI и/или в магазинчиках, которые принадлежат выходцам из стран Балканского полуострова и/или Ближнего Востока.

    ОтветитьУдалить
  3. Я и в России клюкву в сахаре не встречала)))). Прожила большую часть жизни на Севере России, мы ее там даже собирали раньше

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.