15 августа, 2014

Исаак Грюневальд и Сигрид Йертен – классики шведского модерна. Часть 2.



Сегодня – продолжение рассказа о супружеской паре шведских художников-модернистов. Начало истории здесь.
Исаак Грюневальд был не только талантливым художником-модернистом, в историю искусств Швеции он вписан и как один из самых успешных сценографов и декораторов.
В 1921 году он выполнил декорации спектакля «Самсон и Далила» для королевского оперного театра в Стокгольме. Позже его назовут «пионером» шведской современной сценографии, в то же время упрекая за слишком модернистский подход к оформлению декораций, хотя сам спектакль в декорациях Грюневальда просуществовал до 1956 года.
В 1925-1926 годах художник работал над украшением стен и потолка в малом зале Стокгольмского концертного зала, где проводятся церемонии вручения Нобелевской премии. С начала 1970-х годов этот зал носит имя Грюневальда).
На фото Грюневальд рисует для Стокгольмского концертного зала.


Об успешности Грюневальда как оформителя говорит тот факт, что в двадцатые-тридцатые годы он неоднократно оформлял спектакли Королевского драматического театра и Шведской Королевской оперы, также писал портреты и занимался иллюстрациями. Кроме того, Исаак писал монументальную живопись, в частности, фреску в Национальном музее Стокгольма - Город и деревня.

В 1927 году Грюневальд пишет фрески на вилле Бонньер, построенной в Дипломатическом городке Стокгольма. В 1928 году художник украсил стены Актового зала во дворце Matchstick. С тех пор художник выполнил более 30 монументальных живописных работ в Стокгольме, Копенгагене и Париже.
Исаак Грюневальд. Коррида.

Исаак Грюневальд. Флаг в порту.


Однако, не смотря на успех художника и достижения в области живописи и искусства, шведская пресса того времени описывает его в основном как карикатурного «классического» еврея, «гения предпринимательства», занимающегося коммерциализацией творчества и запрашивающего за это высокие гонорары. Кроме того, Исааку вменяется в вину пропаганда «иностранных» влияний, несущих угрозу шведской культуре.

10 января 1925 года городская «Вечерняя газета» Гётеборга писала по поводу открытия выставки художника:
«Выставка художника в художественной галерее города — большое событие для Гётеборга. Имя Грюневальда всегда связано если не с конфликтами, то, по крайней мере, с сенсациями. Многие пожимают плечами и называют его коммерческим рекламодателем, другие хохочут, только услышав имя Исаака, для некоторых он — как красная тряпка для быка, они буквально шипят от злости. Но в итоге многие люди, особенно молодые художники, с большим интересом изучая его художественные произведения, воздают автору безусловную похвалу».
Исаак Грюневальд. Анемоны в дельфской вазе

Меня очень удивило такое ярое сопротивление шведского общества таланту художника только потому что тот – еврей. Я и не думала, что у Швеции, такой толерантной и человеко-ориентированной стране, есть такое неприятное прошлое с модой на антисемитизм и половую дискриминацию. И все это выпало на долю одной семьи.

Ведь историю художницы Сигрид Йертен также трудно назвать типично шведской историей.
Она была вынуждена остаться жить во Франции, одна с ребенком, только потому, что мужу нужно было работать и зарабатывать на жизнь в Швеции, но жить и работать там она не могла, таким образом, одиночество и невостребованность сыграли свое черное дело и привели к возникновению душевной болезни Сигрид.
Творческое наследие художницы составляет более 500 картин, а также эскизов, акварелей и рисунков. 

Сигрид в студии


Сигрид писала городские пейзажи, натюрморты и портреты, ее ранние работы написаны под влиянием фовизма, который со временем перерос в ярко выраженный экспрессионизм. Она была колористкой, специально противопоставляя холодные и теплые тона в своих работах. К концу 20-х годов из-за болезни она бросает живопись, проводя много времени в клинике для душевнобольных.

С 1932 по 1942 год Исаак Грюневальд был профессором в Королевской шведской академии художеств, а в 1941 году открыл собственную художественную школу в своей мастерской в старом замке. В 1940 году художник работал над занавесом в кинотеатре «Дракон» в Стокгольме. Последней крупной работой Грюневальда-сценографа стали декорации к спектаклю Хильдинга Розенберга «Остров блаженства» в Королевской опере в 1945 году. Он трагически погиб в авиакатастрофе в 1946 году. Сигрид умерла через два года в клинике после неудачно проведенной операции.
Многие работы Сигрид подписаны просто "Без названия"
Сигрид Йертен. Без названия


Смерть художников всколыхнула новую волну рассуждений об их творчестве. Теперь уже шведские критики ополчились на успешного Грюневальда из-за того, что он собой затмил жену и довел ее до болезни, что она была талантлива и достоверна, а он – всего лишь плагиатчик и т.п. Однако, со временем страсти поутихли и шведское искусствоведческое общество таки признало Исаака и Сигрид классиками шведского модерна.

Почта Швеции выпустила марки с Автопортретом Грюневальда и его Поющим деревом. Работы художника и его жены находятся во всех ведущих музеях Швеции и, например, в Музее современного искусства Аркен в Дании. Большая коллекция работ Грюневальда представлена в Музее Эскизов (Skissernas) в Лунде.

Вот такая история и такая судьба. Сложно что-то добавить от себя, скажу, что мне очень импонируют работы Сигрид и Исаака, они полны жизни и мечтаний, радости и надежд. И действительно, эти работы смело можно назвать классикой модерна, настолько они полны модернистской сущности и содержания.

Фото взяты из Интернета.

Больше картин Исаака Грюневальда можно найти здесь

2 комментария:

  1. Ольга - ты наше ВСЁ !!! Интереснейший пост. Спасибо !!! Кстати, я выписываю в блокнот имена художников, о которых ты рассказываешь в блоге ;))) Этот список-шпаргалка очень пригодится мне на прогулках по музеям Гётеборга дождливыми осенними уикендами !

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Карина, я очень рада, что мои посты помогают))) Мне все больше и больше нравится история шведского искусства, так что буду продолжать писать о художниках. Эх, а как мне хочется вернуться в музее Гётеборга!

      Удалить