14 августа, 2014

Исаак Грюневальд и Сигрид Йертен – классики шведского модерна. Часть 1. Манифест о Возрождении искусства



Сегодня я начинаю мой рассказ о супружеской паре шведских художников – модернистов Исааке Грюневальде (Isaac Grunewald) (1889-1946) и Сигрид Йертен (Sigrid Hjertén) (1885-1948). Эту пару, пожалуй, можно назвать самыми неоднозначными художниками в истории Швеции, не только судя по их творчеству и вкладу в шведское искусство, но и судя по тому, как шведское общество относилось к ним. Их жизнь, как творческая, так и личная, настолько насыщенна и полна событий и приключений, что у меня не получилось уместить свой рассказ в одну статью, поэтому сегодня – первая часть о том, как все начиналось и общие впечатления, ну и, конечно же, суть манифеста об искусстве.


Исаак Грюневальд был одним из ярких представителей первого поколения шведских модернистов, он изучал живопись в художественной школе Союза шведских художников, а в 1908 году он уехал в Париж, где три года проучился в Академии Анри Матисса – гуру экспрессионизма и фовизма во Франции. Важным словом «Академия» называлась большая комната в старой часовне монастыря на бульваре Инвалидов, где постоянно толпились десятки студентов. Важным годом в его жизни стал 1909 –ый, когда Исаак познакомился со своей будущей женой, художницей-фовисткой Сигрид Йертен. В этом же году состоялась его первая выставка вместе с группой скандинавских художников в художественной галерее Халлдинс, благодаря которой Иссак получил признание в Швеции.
Исаак Грюневальд. Мальчик с корабликом. 1918

Исаак Грюневальд. Натюрморт с гладиолусами. 1916

Сигрид Хейертен. Мальчик и цветок. 1916

Сигрид родилась в Сундсвале, и училась в Стокгольме в колледже ремесел и дизайна, где изучала текстильный дизайн, в 1910 она переехала в Париж вместе с Иссаком и поступила на курс Матисса. С этого момента пара старалась вместе и регулярно выставлять свои работы дома и за рубежом.  
Сигрид Хейертен. Вид на замок.

Естественно, что Анри Матисс оказал огромное влияние на творчество супругов, кроме того, видно влияние и Поля Сезанна. В Швеции Грюневальда считали не просто подражателем Матисса, его обвиняли в массовом изготовлении имитации «а ля Матисс», и даже в плагиате, так как Исаак видел многие картины Матисса своими глазами, а вот шведы впервые увидели искусство великого француза только в 1924 году. Художнику так же не могли простить, что одевался он, как настоящий денди.
В 1912 году Исаак выиграл творческий конкурс на право украсить Зал регистраций вновь построенной Стокгольмской ратуши, однако ему было запрещено реализовывать свой проект, так как он собирался делать росписи стен в стиле фовизм.
Вот одна из самых известных работ Исаака Грюневальда - Поющее дерево. 1914

В 1918 году во время участия в Выставке экспрессионизма в галерее Liljevalchs в Стокгольме, Исаак опубликовал свой манифест «Нового Возрождения в искусстве», в котором говорилось следующее: «Двадцатый век, с его поездами, автомобилями и самолетами, дает людям беспрецедентную возможность для новых впечатлений. При этом, пейзаж за окном автомобиля, уже не тот же пейзаж, что и увиденный, стоя на обочине. Электрические, яркие огни отменили ночь в больших городах и дали нам невообразимые световые эффекты. Нервы и тревога, которыми характеризуется современный человек, также оставили свой след в современном искусстве. В прежние времена у художника было больше времени останавливаться на деталях. Но теперь, когда художник получает в тысячу раз больше впечатлений, чем художник прежде, способы его самовыражения тоже должны быть другими».
Свой манифест Исаак прочел перед двумя зрителями - женой Сигрид и другом и коллегой Леандером Энгстрёмом (Leander Engström).
Исаак Грюневальд. Зонтик Роды.


Грюневальд самостоятельно организовал эту выставку, арендовав на месяц галерею, чтобы провести ретроспективу своего творчества. Он выставил порядка 300 работ, в том числе и монументальную живопись. Однако эта выставка искусствоведами была воспринята как провокация, в медиа развернулась дискуссия против «массового производства грюневальдов», в которой даже Карл Ларссон, работавший также в стиле модерна, на удивление Грюневальда, выступил с резкой критикой.
Искусствоведы часто говорят о том, что супруги активно внедряли и популяризировали модернизм в Швеции. Стоит заметить, что Грюневальд и Йертен так никогда полностью и не были приняты художественным сообществом Швеции, а их произведения часто являлись предметом насмешек в прессе. Причины этого очень просты – в конце 19 века был очень моден антисемитизм, да и женщин-художниц осуждали за эмансипацию и непристойное для настоящих женщин занятие «мазней». 


Вот такие они, шведские модернисты, так до конца и не признанные шведским обществом. В следующей статье я расскажу об их творческой судьбе и об огромном успехе Грюневальда как театрального декоратора, сценографа и писателя, а так же о трагической судьбе Сигрид Йертен.

Продолжение следует
Все фото взяты из интернета



Комментариев нет:

Отправить комментарий