Сегодня я начинаю мой рассказ о
супружеской паре шведских художников – модернистов Исааке Грюневальде (Isaac
Grunewald) (1889-1946) и Сигрид Йертен (Sigrid Hjertén) (1885-1948). Эту пару,
пожалуй, можно назвать самыми неоднозначными художниками в истории Швеции, не
только судя по их творчеству и вкладу в шведское искусство, но и судя по тому,
как шведское общество относилось к ним. Их жизнь, как творческая, так и личная,
настолько насыщенна и полна событий и приключений, что у меня не получилось
уместить свой рассказ в одну статью, поэтому сегодня – первая часть о том, как
все начиналось и общие впечатления, ну и, конечно же, суть манифеста об
искусстве.
Исаак Грюневальд был одним из
ярких представителей первого поколения шведских модернистов, он изучал живопись
в художественной школе Союза шведских художников, а в 1908 году он уехал в
Париж, где три года проучился в Академии Анри Матисса – гуру экспрессионизма и
фовизма во Франции. Важным словом «Академия» называлась большая комната в
старой часовне монастыря на бульваре Инвалидов, где постоянно толпились десятки
студентов. Важным годом в его жизни стал 1909 –ый, когда Исаак познакомился со
своей будущей женой, художницей-фовисткой Сигрид Йертен. В этом же году
состоялась его первая выставка вместе с группой скандинавских художников в
художественной галерее Халлдинс, благодаря которой Иссак получил признание в
Швеции.
Исаак Грюневальд. Мальчик с
корабликом. 1918
Исаак Грюневальд. Натюрморт с
гладиолусами. 1916
Сигрид Хейертен. Мальчик и цветок.
1916
Сигрид родилась в Сундсвале, и
училась в Стокгольме в колледже ремесел и дизайна, где изучала текстильный
дизайн, в 1910 она переехала в Париж вместе с Иссаком и поступила на курс
Матисса. С этого момента пара старалась вместе и регулярно выставлять свои
работы дома и за рубежом.
Сигрид Хейертен. Вид на замок.
Естественно, что Анри Матисс
оказал огромное влияние на творчество супругов, кроме того, видно влияние и
Поля Сезанна. В Швеции Грюневальда считали не просто подражателем Матисса, его
обвиняли в массовом изготовлении имитации «а ля Матисс», и даже в плагиате, так
как Исаак видел многие картины Матисса своими глазами, а вот шведы впервые
увидели искусство великого француза только в 1924 году. Художнику так же не
могли простить, что одевался он, как настоящий денди.
В 1912 году Исаак выиграл
творческий конкурс на право украсить Зал регистраций вновь построенной
Стокгольмской ратуши, однако ему было запрещено реализовывать свой проект, так
как он собирался делать росписи стен в стиле фовизм.
Вот одна из самых известных
работ Исаака Грюневальда - Поющее дерево. 1914
В 1918 году во время участия в
Выставке экспрессионизма в галерее Liljevalchs в Стокгольме, Исаак опубликовал
свой манифест «Нового Возрождения в искусстве», в котором говорилось следующее:
«Двадцатый век, с его поездами, автомобилями и самолетами, дает людям
беспрецедентную возможность для новых впечатлений. При этом, пейзаж за окном
автомобиля, уже не тот же пейзаж, что и увиденный, стоя на обочине.
Электрические, яркие огни отменили ночь в больших городах и дали нам невообразимые
световые эффекты. Нервы и тревога, которыми характеризуется современный
человек, также оставили свой след в современном искусстве. В прежние времена у
художника было больше времени останавливаться на деталях. Но теперь, когда
художник получает в тысячу раз больше впечатлений, чем художник прежде, способы
его самовыражения тоже должны быть другими».
Свой манифест Исаак прочел
перед двумя зрителями - женой Сигрид и другом и коллегой Леандером Энгстрёмом
(Leander Engström).
Исаак Грюневальд. Зонтик Роды.
Грюневальд самостоятельно
организовал эту выставку, арендовав на месяц галерею, чтобы провести
ретроспективу своего творчества. Он выставил порядка 300 работ, в том числе и
монументальную живопись. Однако эта выставка искусствоведами была воспринята
как провокация, в медиа развернулась дискуссия против «массового производства
грюневальдов», в которой даже Карл Ларссон, работавший также в стиле модерна,
на удивление Грюневальда, выступил с резкой критикой.
Искусствоведы часто говорят о
том, что супруги активно внедряли и популяризировали модернизм в Швеции. Стоит
заметить, что Грюневальд и Йертен так никогда полностью и не были приняты
художественным сообществом Швеции, а их произведения часто являлись предметом
насмешек в прессе. Причины этого очень просты – в конце 19 века был очень моден
антисемитизм, да и женщин-художниц осуждали за эмансипацию и непристойное для
настоящих женщин занятие «мазней».
Вот такие они, шведские
модернисты, так до конца и не признанные шведским обществом. В следующей статье
я расскажу об их творческой судьбе и об огромном успехе Грюневальда как
театрального декоратора, сценографа и писателя, а так же о трагической судьбе
Сигрид Йертен.
Продолжение следует
Все фото взяты из
интернета
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.