05 июня, 2014

Государственная монополия на продажу алкоголя в Швеции и Systembolaget



Про то, что в Швеции, как впрочем, и в Исландии, и в Норвегии, существует монополия на продажу спиртных напитков, думаю, что знает каждый. Ох сколько всего «интересного» я услышала и прочитала за свою туристскую бытность и вообще о том, как это все плохо и дорого, или как это хорошо, но странно. Так вот, хочется расставить все точки над i. Конечно же, это будет мое мнение, и обязательно найдутся несогласные, но давайте разбираться!

Когда я первый раз попала в Systembolaget – это вино-водочный магазин - гос монополист на шведском рынке, это было в Täby, пригороде Стокгольма. Я была в шоке от такого порядка и ассортимента. Чего там только не было! Я ходила по магазину с огромными глазами, только успевая читать ценники с названием, страной-производителем и ценой. А уж глядя на бутылки со всех уголков мира, мне стало стыдно за такой «алкогольный бардак» в России. Так что, мои первые впечатления о спиртном в Швеции – только самые положительные, да и не только первые. Я до сих пор очень люблю ходить в Сюстемболагет, ну просто восхищена системой!

Я считаю, что это именно то, чего не хватает российскому рынку алкоголя, хотя, боюсь, что российскому государству такой порядок не осилить...

Итак, что в супермаркетах в Швеции можно купить спиртное крепостью не больше 3,5%. Это будет несколько сортов пива, сидр, немного вина, в общем, выбора практически нет, да и «дойти до нужной кондиции» алкоголем из супермаркета не получится – слабоват.

Ну что, давайте прямо по порядку и пройдемся по гос монополии на спиртное и по Systembolaget как розничному магазину!

1. Качество товара.
Да, государство гарантирует качество продукта, что немаловажно, а памятуя о том, как на любой праздник в России я бегала по магазинам в поисках сухого вина хорошего качества и нормальной цены, встречая столько ерунды по бешеным ценам, здесь – рай.

2. Цена.
В Швеции налоги на спиртное достаточно высокие, что, естественно, отражается на цене. Я много раз слышала о том, что цены на алкоголь в Швеции очень высокие. Ну это смотря с чем сравнивать, какой алкоголь, и каковы ваши запросы... Скажем бутылка бельгийского пива Duvel светлого стоит порядка 20 крон – это около 90-100 руб. Внимание вопрос – и где это мы в России можем найти за 100 руб. качественное бельгийское пиво? Ответ напрашивается сам собой...к сожалению.
Вино также можно купить и за 50 крон (порядка 250 руб) и за 100 крон (500 руб) и выше. Но даже за 50 крон Вам гарантировано качество, и вы можете быть уверены, что это вино французское, если на бутылке написано, что сделано во Франции, ну или испанское, португальское и т.д. Вы всегда можете доверять написанному на бутылке.

3. Ассортимент продукции.
Вот тут прямо слов нет, потому что ассортименту Сюстемболагет может позавидовать любой продавец алкоголя в мире.
Сейчас прямо сижу на официальном сайте systembolaget
на главной странице и беру статистику по ассортименту. Итак, в systembolaget представлено:
Красные вина – 5923
Белые вина – 3363
Пиво – 2219
Виски – 1660
Безалкогольное – 95
Экологическая продукция – 901

По районам:
Шотландия – 1461
Шампань – 832
Бургундия – 690 и т.д. и т.п.

В общем, сложно критиковать такой ассортиментище! И даже если чего-то нет в магазине, это можно заказать на сайте, и Вам доставят товар через некоторое время. Мы так заказывали бельгийское пиво, и несколько сортов виски. Очень удобно. Доставка бесплатная в ближайший от вас магазин.
Кроме того, прямо в магазине, или дома на диване, можно прочитать характеристики на каждый вид спиртного, загрузив специальное приложение для мобильных устройств, или прямо на сайте. Расписано все – производитель, вкусовые качества, рекомендации по сочетанию с блюдами, и еще много всего интересного.  

4. Большой ассортимент безалкогольного пива и вина.
Что самое интересное, стенды с безалкогольной продукцией стоят на самых видных местах – около касс и при входе в магазин.
Моя беременность выпала на все праздники – Рождество, Новый год, да еще и наша свадьба тоже. Помня о шипучей газировке в качестве безалкогольной альтернативы в России, я была уверена, что ну и ладно, и без вина можно весело праздновать, не проблема! Но, придя в магазин, я просто обалдела – огромный выбор безалкогольных вин из разных уголков Европы и мира. Итак, на моем праздничном столе было и шампанское, и белое, розовое и красное вина (естественно, по чуть-чуть, я и в обычной жизни не больше бокала выпиваю за вечер), а потом еще я обнаружила безалкогольное пиво Карлсберг, очень даже замечательного вкуса. И, что самое интересное, бутылочки все маленькие, буквально на один бокал.

5. Время работы.
Опять-таки, ну да, ну работает магазин как все нормальные магазины, а в субботу с 10.00 до 13.00 (некоторые до 14.00), а в воскресенье вообще никогда не работает, и в праздники закрыт, и что? Здесь же дело привычки и памяти. Планируешь вечеринку – запасись спиртным заранее. У шведов в крови вся эта система планирования мероприятий чуть ли не на полгода вперед. И уже в понедельник швед знает, что в пятницу будет весело, и закупается спиртным. А в воскресенье, наоборот, не очень принято устраивать торжества, гриль-барбекю – днем – пожалуйста, но без спиртного, воскресенье – семейный день. Да, накануне праздников будут очереди, так вы придите за два-три дня до этого, будьте умнее, и ассортимент больше, и времени потратите меньше.

6. Алкоголь продают лицам, старше 20 лет.
Если у продавца есть сомнения по поводу вашего возраста, он имеет право спросить у вас удостоверение личности, и покрутить головой вокруг, а вдруг вас ждут при входе подростки, не достигшие нужного возраста. За возрастом следят, проверено!
По-моему, замечательно!

7. Коммерческий мерчендайзинг, реклама и стимулирование сбыта запрещены!
Вот тут я, даже как маркетолог, скажу прямо – согласна! В России реклама алкоголя и всевозможные стимулирующие акции (скидки, стаканы в подарок, два по цене одного и т.д.) приносят производителям и продавцам миллионные прибыли, но по своей сути носят антисоциальный характер, стимулируя активное потребление алкоголя.
В Швеции же все скидки и промо-акции запрещены.
Кроме того, запрещены и фирменные стенды, все товары должны продаваться в одинаковых условиях – таким образом, вся продукция стоит на одинаковых полках по категориям и ценовым диапазонам, в алфавитном порядке по стране-производителю.
Пиво – все теплое, нельзя держать пиво в холодильнике. Ведь, если один сорт будет в холодильнике, то тогда все сорта нужно поместить туда же. Принцип равенства во всем.

Хотя и здесь есть подвижки в сторону послабления – 3 по цене 2))) Так что скоро, видимо, принцип равенства уйдет в прошлое (фото с официального сайта Systembolaget).
Хотя, все же один вид рекламы Systembolaget обязан проводить – социальная реклама о том, что нельзя пить за рулем, нельзя пить молодежи и детям, вообще пить – это плохо.

Но парадокс Швеции в том, что реклама спиртного на телевидении и в прессе разрешена, и Вы вполне спокойно можете увидеть рекламу пива или виски, но ее, если честно, все равно не много по сравнению с Россией.

8. Количество магазинов ограничено.
Да, маловато будет(с)! Но жить можно! В Лунде насчитывается 3 магазина – два в центре, один – в торговом центре, может я и запамятовала, и где-то еще есть магазины, но нам достаточно этих трех. А в Стокгольме и окрестностях – так почти в каждом торговом центре есть. Мы жили в Валлентуне, так без проблем отоваривались как в Валлентуне, так и в Тэбю, и в Арнинге. Может, магазинов не так и много, но не до такой степени, что прямо беда с ними.
9. Высококвалифицированный персонал.
И пусть в моем списке продавцы только на 9 месте, т.к. обычно мы обходимся без их помощи, но все же, продавцы в Сюстемболагет – это профессионалы своего дела. К ним можно и нужно обращаться с абсолютно любыми вопросами и пожеланиями, и за советом по выбору спиртного, естественно. Они знают практически весь ассортимент, компания постоянно проводит тренинги, семинары и... дегустации (звучит заманчиво) с целью обучения персонала. Так что продавцы не просто рекомендуют Вам что-то , но и пытаются привить Вам любовь к хорошему алкоголю и своего рода культуре потребления, а не просто навязывают побольше всего купить. Не прибылью единой...уж поверьте, прибыли у них и так колоссальные.

10. Сюстемболагет часть прибыли направляет на развитие системы здравоохранения и реабилитацию людей с алкогольной зависимостью.
Да и статистика по Швеции показывает, что здесь нет опустившихся от алкоголизма и потерявших все шведов, так же нет данных об отравлениях некачественной (паленой) продукцией, и детского алкоголизма.

Естественно, что Швеция пришла к такой системе контроля алкогольного рынка далеко не сразу, в шведской истории есть темные стороны злоупотреблений, тотального алкоголизма целых деревень и регионов, когда дети в семьях голодали по причине того, что весь картофель уходил на изготовление спиртного (brännvin), да, кстати, картофель и вошел в жизнь шведов прежде всего, как дешевый заменитель пшеницы для перегонки спирта.  
Были в шведской истории и ранние попытки регулирования потребления спиртного, но неудачные до такой степени, что, например, в середине 18 века король Адольф Фредрик просто взял и снял все ограничения и запреты с производства и потребления спиртного, типа делайте, что хотите, сил моих нет... И народ пил, сильно пил, по-черному. А в начале 19 века в Швеции появились первые общества борьбы за трезвость, а в середине 19 века – первый государственный вино-водочный магазин, одновременно в стране был введен запрет на домашнее спиртоделание.
А в 1860 году в Гётеборге открывают специальное питейное заведение – единственное место, где можно публично выпить. Попасть туда можно было только по достижении 18 летнего возраста, если ты уже пьян, или ранее был замечен в драках и дебоширстве – добро пожаловать в черный список! Эта идея настолько всем понравилась, что вскоре такие бары открыли по всей стране, а государство-таки решило, что продажа алкоголя – дело очень прибыльное, и эту самую прибыль надо забирать себе (то есть государству)...

После Первой мировой войны в Швеции вводятся квоты на продажу алкоголя – 2 литра крепкого напитка на 3 месяца, в то же время появляется и компания – монополист Systembolaget, которая также вводит квоты на спиртное в зависимости от социального статуса и уровня дохода – чем ты выше на социальной лестнице и чем выше твой доход и благосостояние, тем больше тебе можно пить. А вот если ты безработный – то тебе пить вообще нельзя и спиртное не положено. И еще одна прелесть – замужним женщинам спиртное не продавалось вообще!
Естественно, что общество было не довольно, требовались реформы и послабления, и в середине 20 века монополия разработала правила, которые практически не поменялись до сегодняшнего дня, за некоторым несущественным исключением.

Вот такая алкогольно-занимательная шведская история получилась.

А как Вы относитесь к спиртному и к монополии на спиртное со стороны государства? И еще интересно, сталкивались ли Вы или Ваши знакомые с проблемами с Systembolaget?


Спасибо официальному сайту Сюстемболагет и сети Интернет за фото!

2 комментария:

  1. Интересная статья. Хочу только немного вступиться за Systembolaget))) Нет у них послаблений и вроде пока не ожидается. Под фотографией с 3 товара по цене одного есть такой текст Butikerna är till exempel inte utformade för att man ska köpa som mycket som möjligt, som andra affärer. Det finns ingen ”veckans vara”, inga lockvaror eller poängsystem. Kunder ska inte lockas att köpa mer än de från början tänkt. И это соответствует реальности. А вот фотография ввела в заблуждение. Эта фотография как раз из социальной рекламы вот она https://www.youtube.com/watch?v=5pDFVuluGeo

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мария, спасибо большое за комментарий и ссылку! Порадовали! А то я уже расстроилась, обнаружив фото на сайте компании.

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.