10 июня, 2014

Шведский велосипедный рай, или как я села за руль...трехколесного байка



В Швеции есть практически все условия для велосипедистов. Во многих городах и окрестностях есть развитая сеть велодорожек и велоуказателей, а также специально разработаны веломаршруты для любителей велотуризма. Кроме того, проблема парковки личного автотранспорта (точнее, отсутствия достаточного количества парковочных мест, и их платность), по-моему, вообще не собирается решаться в Швеции, или она не считается проблемой... В общем, шведы дружно пересаживаются на велосипеды. В Гётеборге, например, местные власти Вам даже бесплатный велосипед на некоторое время дадут, если Вы согласитесь отказаться от частых поездок на машине в город. Да и Стокгольм сейчас активно развивает велосипедную инфраструктуру. Лунд тоже не отстает, а, я бы даже сказала, возглавляет шведское велосипедное движение)))

Согласно исследованиям, самыми велосипедными городами Европы являются Копенгаген, Гронинген, Фрайбург, и наш Лунд. Исследователи определяли лидеров по такому показателю, как процентное соотношение количества велосипедных поездок за день к общему числу поездок на всех видах транспорта.
Так вот в Лунде этот показатель равен 43%. За последние 10 лет, благодаря политике власть имущих города, количество поездок на автомобиле здесь вообще не увеличивалось. В Лунде очень много велодорожек, на тротуарах и проезжей части есть специальная разметка где едут велосипедисты, где идут пешеходы, ну и где остается место для автолюбителей. И как-то все вместе уживаются...

Практически по всему городу и окрестностям Вы встретите велоуказатели, как до определенного района города, так и в соседние поселения.


Да, Лунд – небольшой город, здесь всего порядка 80 тыс. жителей, но здесь есть около 5 тыс. парковочных стоянок для велосипедов, и оно постоянно растет, 160 км велосипедных дорожек, и даже возможность противоположного движения для велосипедистов по улицам с односторонним движением. 

Также по городу можно найти несколько станций для подкачивания колес, очень удобно и бесплатно.

Кроме того, Лунд – университетский город, где проживает огромное количество не только студентов, но и аспирантов, преподавателей и прочих ученых академиков. Так вот, большинство из них передвигается по городу на велосипедах. Так что велосипедов в городе много – всяких разных, разных марок, конструкций, скоростей, и количества колес. Ко многим велосипедам сзади прикреплены специальные детские кресла, куда можно посадить чадо и ехать.
     Вот так выглядет стоянка в центре Лунда на Клеменсторгет



А еще есть специальные тележки, которые крепятся к велосипеду сзади, и в которые помещается 2-3 ребенка. Очень милые конструкции. Меня всегда поражала та маневренность, с которой родители едут на байках и с креслом и с тележкой, и умудряются при этом держать баланс. Есть еще трехколесные велики с деревянным ящиком спереди – кристиания-байки. Так как по соседству с нами расположена Дания (всего-то 40 минут на поезде), с ее Кристианией, хиппи и кристиания-байками, естественно, что эти трехколесные чуда достаточно популярны и в Сконе, хотя пока их все-таки не так много. Эти уже более устойчивые, но выглядят немного странно, и, кроме того, их приспособили коммунальные службы города для уличных уборщиков и службы доставки)))
А вот так выглядет еще один участок дороги, со спец светофором для байкеров и указателями. 

А эта стоянка велотранспорта мне особенно нравится - на центральном железно-дорожном вокзале Лунда. При чем предусмотрели даже наличие горных велосипедов, хотя Сконе - это равнина, самая большая "гора" - холм 220 метров)))




Когда мы только переехали в Лунд, муж рассказывал мне много историй из своей студенческой жизни о том, как они везде и всюду передвигались на велосипедах, и с радостью заявил, что наконец-то вернулся в «велосипедный рай», и теперь он будет пользоваться байком чаще, и как-то так хитро на меня посмотрел, типа и тебя на велосипед посадим, будешь с дочкой по окрестностям кататься, и в детский сад ее возить.

Я ему честно призналась, что в последний раз сидела на велосипеде в 3 года, и то это был трехколесный лисапед, на двухколесном я никогда не каталась, да и, скорее всего, уже и не решусь прокатиться. Боюсь! Ну шутка ли, никогда не катавшись, бац, и на четвертом десятке жизни сесть на велосипед...нее, спасибо, эти радости жизни лучше без меня, а я уж по-старинке, пешком)))

На том и порешили... как я думала. А муж не угомонился, сказал, что сядешь на велосипед, значит, сядешь... И нашел в Интернете современный вариант кристиания-байка – Taga-bike. Трехколесное чудо с креслом для ребенка спереди. «Легким движением руки» велосипед превращается... в детскую коляску, и опа, мы спокойно можем гулять по магазинам, и даже сесть в поезд вместе с ребенком и байком-коляской. Показанная на сайте конструкция реально поражала, все выглядело так, я бы даже сказала, круто и прикольно, что в глубине души у меня засела мысль о том, что вот на таком байке я бы, пожалуй, и покаталась... Внимательно изучив инструкции, конструкции, почитав отзывы и хорошенько подумав, мы сделали заказ!

И вот спустя неделю, мы получили наше «чудо техники». На его сбор у нас ушло 2 часа. И вперед! Первый раз я каталась, естественно, без ребенка. Даже не ожидала, что это будет так просто. Естественно, я нервничала – первый раз за рулем байка, пару раз не вписалась в поворот, съезжала с холма вниз с криками, а потом пыталась взобраться на холм опять, это я вам скажу, еще веселее, чем вниз по наклонной))) В общем, за полчаса «сюклинга» (от шведского att cykla – ездить на велосипеде) я изрядно понервничала, но вроде начала чувствовать дорогу.
На следующий день было решено посадить в кресло ребенка, так сказать, прочувствовать все прелести дороги и ответственности. Уф! Но на второй день уже было легче, даже муж заметил, что я теперь намного увереннее «держусь в седле». Мы исколесили весь Лунд, в центре города было страшнее, т.к. надо ехать вместе с автомобилями, хорошо, что в пятницу вечером не было так много авто в городе. В воскресенье я уже разъезжала почти как заядлый велосипедист))) В общем, буду ездить!

Встречайте, мы с Эммой и наш новый трехколесный друг)))

Да, мы в шлемах. Шлемы в Швеции обязательны для детей до 15 лет, взрослым - по желанию, но многие взрослые ездят в шлемах. Ну и я в шлеме, пока учусь ездить, да и на будущее тоже не плохо иметь шлем как пример для дочери, что шлем носить надо)))

А как Вы относитесь к велосипеду? Одобряете ли политику шведских властей о пересаживании всех на байки?

Все фото сделаны мной и мужем в Лунде)))

6 комментариев:

  1. Анонимный10 июня 2014 г., 23:55

    Мне велосипед купили еще до моего первого приезда в Швецию. При этом мой молодой человек даже мысли не имел спросить умею ли я кататься на нем. Видимо это связано с тем, что здесь это само собой разумеющееся. К счастью у меня был небольшой опыт и теперь я вовсю катаюся в своем маленьком городке. Однако делать это в городе с большим движением, например в Копенгагене, я еще точно не готова)
    Катя

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, здесь они чуть ли не с рождения садятся на байк, и чувствуют себя очень комфортно и свободно. Надеюсь, что и мы научимся этому очень скоро.

      Удалить
  2. Мой велосипед мне мой самбо подарил на день рождение сразу по приезду в Швецию. Я приехала в июле два года назад, а др в августе. Мы живем в гододе Линчепинге. Население чуть больше 100 тыс человек. Общественным транспортом фпктически не пользуемся, машины у нас пока нет.Раньше в России на велосипеде я ездила только на даче до ближайшего магазина , тут я езжу круглый год и велосипед-это предмет первой необходимости.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Отлично! Значит Лунд и Линчепинг - велосипедные побратимы))) Здесь тоже все ездят круглый год всегда и везде.

      Удалить
  3. Taga-bike - это именно то, что нужно для мамочки и её маленькой принцессы, живущих в велосипедном Лунде !!! Шедевральный велосипед !!!
    Вкратце обо мне. Так сложилось, что в детстве я не решилась пересесть с трёхколёсного велосипеда на двухколёсный. Все последующие попытки родителей, бабушек, дедушек и друзей научить меня кататься на двухколёсном велосипеде оказались тщетны. Переехав к супругу в маленький шведский городок Т., где как и во многих-многих шведских городах, городках и городочках созданы все условия для передвижения на велосипеде, я время от времени ловила себя на мысли о том, как бы всё-таки было здорово уметь кататься ! И вот однажды, гуляя с лабрадором, я увидела как по отведённой для велосипедистов полосе тротуара, едет господин на ТРЁХКОЛЁСНОМ велосипеде для взрослых !!!! Я была в восторге !!! Загорелась идеей покупки !!! В интернете нашла несколько моделей. И сейчас в раздумьях. Кстати, к моему неподдельному удивлению, трёхколёсные велосипеды для взрослых выпускают даже в России и в Белоруссии !!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Карина, как я теья понимаю))) К сожалению, в России нет велосипедной культуры и инфраструктуры, чтобы можно было кататься с самого детства. А 3х колесный байк - это да, это - самое оно))) Кстати, на тагу можно вместо коляски поставить корзину для шоппинга и вперед! Вот когда звезда вырастет, приобрету себе корзину.

      Удалить