02 мая, 2014

Оскар Рёйтерсверд и его "невозможные фигуры"

Сегодня я хочу вам рассказать об одном из моих самых любимых шведских художников ХХ века - Оскаре Рёйтерсверде (Oscar Reutersvärd, в русском варианте - Рутерсвард). Годы жизни 1915 - 2002.
Он является основоположником такого направления в искусстве как имп-арт (англ. imp-artimpossible art,  невозможное искусство). Он родился 29 ноября 1915 года в Стокгольме, однако всю сознательную жизнь провел в Лунде, был профессором Истории и теории искусств в Лундском университете.
Впервые с его творчеством я познакомилась на... кухне моего будущего мужа, где на одной из стен красовалась картина со странными на первый взгляд геометрическими фигурами, или это была одна фигура?:-) Я не могла оторваться от картины! Я - большой любитель современного искусства, но такое я видела впервые!

Мой муж рассказал мне историю появления этой картины в его доме. Оказывается, его отец - архитектор, был лично знаком с Рёйтерсвердом, он консультировал художника по поводу реставрации и ремонта его дома, и в благодарность за советы и просто по дружбе, Оскар подарил моего свекру эту картину.

После того, как несколько его работ я увидела в Музее современного искусства в Стокгольме, спокойно жить я уже не смогла. Стала интересоваться "невозможным искусством", нашла много интересных прототипов в истории искусства, начиная с 16 века, когда художники изображали иллюзорные картины, используя оптические иллюзии. А совсем недавно я приобрела книгу "Masters of Deceptions", где автор подробно рассказывает историю происхождения невозможных картин и оптических иллюзий.

Но, вернемся к Мастеру!

Свою первую невозможную картину он нарисовал на уроке латыни в гимназии в 1934 году, показал ее своему школьному приятелю, который впоследствии и решит судьбу художника, раскрыв ему глаза на его гениальность:-) Итак, он нарисовал так называемый "невозможный треугольник", нарисовал случайно из набора кубиков. Но в столь юном возрасте, конечно же, не придал этому значения, просто иногда продолжал изображать невозможные фигуры "в стол", не для публичного показа. 

Известность к нему пришла через несколько десятков лет после первой "невозможной фигуры". Всего за свою жизнь он нарисовал более 2500 невозможных фигур, используя технику параллельной "японской" перспективы. Добавлю, что все картины он рисовал без использования каких-либо чертежных инструментов, поэтому линии выглядят "живыми" и слегка дрожащими. А некоторые картины он рисовал прямо в поезде Стокгольм-Лунд, в то время поездка занимала порядка 10 часов, и Мастер успевал неплохо потрудиться.

В 1980 году шведским правительством была выпущена серия почтовых марок с работами Рёйтерсверда.
(фото взято из Интернета)

Одной из самых известных в его творчестве является серия картин "невозможные окна", где невозможные фигуры изображены как окна, в которые видно небо. Еще более невозможными эти картины делает то, что на небо вы смотрите сверху



И какого же было мое удивление и восторг, когда в одном из художественных салонов Лунда я увидела в продаже два "невозможных окна" Рёйтерсверда! Моей целью стало обязательно приобрести эти картины, т.к. ни о каких других я уже и думать не могла, в нашей гостиной я хотела видеть только их. И вы не поверите, цена оказалась вполне доступной, как объяснил владелец галереи - это только большие ценители смогут оценить красоту его работ. Но были и еще причины - Мастер делал много авторских копий, поэтому они достаточно широко представлены в продаже, и, кроме всего прочего, наследники художника после его смерти решили продать все его картины побыстрее... Обидно, ну как так...побыстрее... Хотя я рада, теперь я - счастливый владелец двух картин Маэстро! Вот они, мои любимые, красуются на стене в гостиной.

Вот такая история! Добавлю, что Мастер очень любил детей, и его любимым занятием было посещение школ в Лунде, и рисование невозможных фигур прямо на глазах у школьников.

Подробно статью о творчестве Оскара Рёйтерсверда можно почитать в его автобиографической статье, переведенной на русский язык, по ссылке Рёйтерсверд - невозможные фигуры
А вот мой любимый сайт с каталогом его работ, наслаждайтесь! Impossible figures


1 комментарий:

  1. Очень интересно! Красота! Я тоже люблю такие обманы зрения.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.