10 мая, 2014

Краткий курс шведской кухни или мясо с вареньем



Мои друзья очень часто меня спрашивают о том, что же едят шведы в повседневной жизни и в праздники, какова она – шведская кухня? Вы уже познакомились со шведской хлебной традицией, теперь продолжим разговор о кухне, рассказ будет с продолжением и рецептами.

Итак, какова же она – шведская кухня? Ответ напрашивается следующий: она – сладкая. Потому что шведы питают явно нездоровый интерес к сахару, и добавляют его везде и всюду, и даже в те блюда, которые изначально наличие сахара не подразумевают. Но шведы на то и шведы, шведская кухня без сахара – это все, что угодно, но только не шведская кухня.

А история с сахаром уходит своими корнями в далекое шведское прошлое, когда сахар был очень дорогим и позволить его себе могли только люди зажиточные, наличие сахара в доме считалось признаком богатства и благополучия, и если твои блюда сладкие, значит ты – успешный и богатый человек. Со временем сахар стал доступен и простым шведам, которые теперь «отъедаются» сахаром за века, прожитые без него. По статистике, каждый швед в год потребляет 47 (!) кг сахара. Это – очень много, поверьте!

Меня часто спрашивают, а это правда, что шведы едят мясо со сладким соусом? Нет, не правда, говорю я, потому что шведы едят мясо не просто со сладким соусом, они едят его с вареньем, с самым их любимым брусничным вареньем. Помню несколько месяцев назад моя подруга из России, любитель и практически профессионал во вкусной пище, приготовила мужу на ужин мясо «по шведскому рецепту» - с брусничным соусом, так тот отказался «это» есть, сославшись на то, что мясо с вареньем могут есть только идиоты, на что моя подруга ответила: ...и шведы...

Да, на первый взгляд, это, действительно, звучит странно и сложно себе представить, как это вообще возможно – есть мясные блюда с вареньем... Поверьте мне на слово, это странно, пока не попробуешь, а на самом деле получается очень интересное сочетание вкусов, особенно свинины с брусникой. 
Кстати, не только шведы мясо с вареньем любят – в Исландии, например, любимый соус для мяса – черничный, и тоже очень вкусно получается. Может и еще какие северные народы питают страсть к сладким соусам и мясу, я не знаю, а вот если Вам известны такие случаи, пожалуйста, напишите в комментариях, будет интересно знать на будущее:-) 

Итак, раз уж мы заговорили о мясе, давайте вернемся к шведским традициям.

Если честно, то каждый из нас хоть завтра может устроить «шведскую» вечеринку у себя дома, не приложив особых усилий, да и не потратив много денег, т.к. шведская кухня, в большинстве своем, достаточно проста и не изысканна, в отличие, скажем, от кухни средиземноморья, да и в повседневной жизни шведы используют достаточно стандартный набор продуктов.

Я думаю, что все мы с детства, ну или с того момента, как познакомились с Карлсоном, который живет на крыше, знаем, что все шведы любят мясные тефтельки, котлетки или просто шарики (есть разные перевод и адаптация этого слова). В оригинале – köttbullar (щёттбуллАр) – это самое что ни на есть шведское традиционное мясное блюдо, представляющее собой шарики небольшого размера.  Обычно их подают с вареным картофелем, тертой морковкой и брусничным вареньем, к шарикам делают коричневый соус. 

Мясные шарики готовятся как котлеты. Берем фарш 50-50 свинина-говядина, 1 луковицу режем мелко мелко, 1 яйцо, соль, перец черный, чеснок, мы еще паприку добавляем в порошке. Замешиваем все это, потом берем столовую ложку, и черпаем фарш, делаем шарик, обваливаем его в панировочных сухарях, и как целую сковороду наберем, так обжариваем их как котлетки, постоянно переворачивая, чтобы они прожарились со всех сторон. Шведы предпочитают жарить на сливочном масле, но в нашей семье мы всегда используем оливковое масло, получается вкусней и полезней. Отвариваем картошечку, посыпаем ее зеленью, трем на терке морковку, берем брусничное варенье. Делаем простой соус - когда вынимаем шарики из сковороды, там остается маслице со шкварочками от шариков, добавляем туда немного молока, перемешиваем, можно чуть-чуть соевого соуса добавить для цвета. 

И все готово! Поливаем соусом картошку, макаем мясо в варенье, закусываем морковкой, приятного аппетита! (фото шариков взяла из тырнета)

Если честно, мне всегда лень возиться с шариками и столовой ложкой, поэтому я предпочитаю делать большие щёттбуллар – то есть котлеты! Оказывается, котлеты очень уважают в Германии, откуда родом отец моего мужа, и поэтому котлеты у нас в почете, а вместо молока для коричневого соуса я иногда на жарящиеся котлеты выливаю чуть-чуть красного вина, тогда они получаются слегка розоватого цвета и просто обалденные на вкус и аромат.

И главное, национальный напиток шведов - молоко! Они его пьют как воду, запивая пищу. Я не пробовала, т.к. молоко не очень люблю, да и муж, слава Богу, тоже молоко не пьет, только с чаем. А вообще, молоко всегда, молоко везде!


А так - если вы готовите свинину, говядину, предлагайте семье и гостям брусничное варенье, и натертую морковку - будет шведская кухня)))

Продолжение следует!

 



11 комментариев:

  1. Ольга, спасибо за рецепт! Обязательно попробую, но мой муж тоже откажется от мяса с брусничным вареньем

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, приятного аппетита! А чтобы мужа подготовить к шведской кухне, можно для начала просто несколько свежих ягод брусники подать с мясом, в следующий раз варенье слегка проварить с водой до состояния соуса, ну а потом он уже будет готов и к варенью:-)

      Удалить
  2. Любителями сладкого соуса, именно гранатового (думаю, по вкусу будет близко к брусничному) являются восточные народы, в частности, азербайджанцы. Мне гранатовый соус с шашлыком понравился с первого раза, моей подруге тоже. Знаю мужчин, которые его любят, а также тех, кто отворачивается только от вида бутылочки. Но азербайджанцы и шведы общий язык нашли бы однозначно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галя, спасибо, очень интересно про гранатовый соус! В Швеции я его в продаже не видела, надо хорошенько поискать.

      Удалить
  3. Пробовала я то,что на картинке изображено( только без коричневого соуса) в моей любимой Икеа)))))).Ну чего могу сказать....ела тефтели с картошкой,а варенье на дессерт!Не складываются у меня во рту котлеты с вареньем...А варенье ничего такое,вкусное!)))
    Кристина Шау)))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кристина, ну да, тут привычка нужна, чтобы уложить котлеты с вареньем в рот за один раз)))

      Удалить
  4. Северная, например, сибирская кухня вполне сочетает ягодные соусы и мясо. Например, оленина с брусничным соусом - в виде котлеты или фрикаделек, с той же картошкой. Соус, правда, не шведское варенье, более жидкий. К дичи тоже подаются такие соусы. Так что это не национальное неприятие русскими сладкого с мясом, это просто последствия советского дефицита, когда такие рецепты пусть и были в поваренных книгах, основная масса населения не имела доступа к продуктам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, спасибо за интересное дополнение! Про северную российскую кухню европейская часть России вообще мало что знает.

      Удалить
    2. ну а кавказская?) ткемали к мясу? в общем, не такая уж далекая от нас традиция, чтобы прямо из ряда вон.

      Удалить
    3. Да, я понимаю, разговор у нас странный, раз в полгода в двухлетней давности посте, но я смотрела рецепты хассельбека и думала у вас что почитать)

      Удалить
    4. Ирина, спасибо за дополнение! Если честно,я даже не представляю, что такое ткемали))) Кавказская кухня от меня еще дальше русской. Да и Хассельбек-картофель я в Швеции никогда не видела в меню, и на юге Швеции такое точно не готовят.

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.