05 мая, 2014

Пасха в Швеции – традиции и современность



Напомню, что в этом году весь Христианский мир праздновал День Святой Пасхи 20 апреля.

В шведском календаре Пасха сопровождается несколькими государственными выходными днями. Шведы всегда отдыхают в Чистый четверг, в Страстную пятницу – обычный рабочий день, и снова выходной в Понедельник после Пасхи. Таким образом, особо предприимчивые шведы устраивают себе пасхальные каникулы, совместив все выходные с отгулами за переработку и больничными. Поэтому на предпраздничной неделе очень сложно решать какие-либо деловые и социальные вопросы – все на каникулах. У школьников – Посклов – тоже пасхальные каникулы.

Традиции шведской Пасхи, мягко говоря, очень отличаются не только от православных традиций, но и от христианских вообще, хотя, если честно, эти традиции вообще имеют слабое отношение к Христианству. 

Да, яйца в Швеции красят, особенно семьи с детьми, красят в разные цвета, с узорами и без. Когда я рассказала мужу и свекрови, что в России принято яйца луковой шелухой красить, они улыбнулись и как-то странно на меня посмотрели, видимо, не поняли технологии:-) Но все-таки с большей любовью шведы относятся к шоколадным яйцам, дарить которые является давней шведской пасхальной традицией. 



Многие производители шоколада специально к Пасхе выпускают «пасхальные» коллекции из яиц и кроликов\курочек как атрибутов шведского праздника. Конечно, больше всех шоколадным яйцам рады дети – обычно на Пасху они получают набор из сладостей в упаковке в виде яйца.
 
Эта упаковка поставила меня в тупик, когда я увидела в супермаркете прилавок с яйцами разных размеров и длины – от 5 см до 30 см. Я сначала решила, что это что-то типа подарков на Пасху – полотенца, например, как в России продаются вафельные полотенца, упакованные под яйцо, потом это яйцо бросаешь в воду, оно размокает, и получается полотенце. У шведов все оказалось проще. Когда я остановилась перед такой витриной и взяла большое яйцо в руку, оно оказалось очень легким и бумажным. А потом я прочитала ценник – «Яйцо пасхальное, не забудьте положить сладости»! 

Самое интересное, в четверг перед Пасхой шведские дети наряжаются ведьмами и ходят по соседям, раздают пасхальные рисунки и просто выпрашивают сладости или монетки. Я долго не могла понять, при чем здесь ведьмы? Нее, если честно, я так до сих пор этого понять и не могу! Понятно, что праздник Пасхи корнями уходит в язычество, и праздновался он задолго до Рождества Христова, просто после распятия Христа в день Пасхи, этот праздник приобрел другое, теперь уже христианское, значение, и христианскую символику и традиции. Но в Швеции, по-прежнему, в Чистый четверг ведьмы летят на метлах на гору Блокулла, чтобы станцевать свой танец с дьяволом. Я не считаю себя глубоко верующим человеком, но традиции привыкла соблюдать, и ну никак не укладывается в моей голове мысль о том, что можно совместить Воскресение Господне и танец с дьяволом... Не понимаю!

Еще одним интересным атрибутом шведской Пасхи являются разноцветные перья, которые обычно привязывают к веткам березы или других деревьев. Вот, например, как пасхальные перья украшали Лунд в этом году (фото из личного архива):



Также шведскую Пасху олицетворяют фигурки курочек, петушков и кроликов. Но курочек все-таки больше! Желтые цыплятки должны быть в каждом доме.

Я уже писала о том, что нарцисс в Швеции называют «Пасхальной лилией», именно потому, что он является еще одним атрибутом Пасхи. Нарциссы можно встретить везде – на клумбах, в парках; на балконах и терассах шведы выставляют горшки с маленькими нарциссами, нередко еще не распустившимися. Так что, шведскую Пасху можно смело назвать «Желтой Пасхой».


А что же на столе? А на столе – традиционная шведская праздничная еда. Но об этом в следующей статье.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.