31 июля, 2014

Мальта – 2014. Про мальтийцев и их водительское мастерство

Я продолжаю рассказ о нашем путешествии на Мальту.
Первое знакомство с островом описано здесь, а вот здесь – прогулка по Валлетте.

А сегодня – мои философствования и впечатления о людях и автобусах)))

Мальтийцы – это смесь итальянцев – сицилийцев с арабами, плюс английское влияние, да еще и язык Мальты – арабский, но алфавит латинский, вроде и можешь прочитать, что написано, но ничего не понятно. Прямо скажу, гремучая смесь! Средиземноморские нации вообще отличаются кипучим нравом, но мальтийцы – особенные! Если Вы хоть раз были в Италии и путешествовали по итальянским дорогам с итальянским водителем, вы меня поймете. Водят они резко, нагло и как-будто у них 9 жизней впереди, а как итальянцы умудряются выруливать на узеньких улочках, да еще и парковаться на них так, что мама не горюй!

Так вот, на Мальте – тоже самое, плюс правостороннее движение, оставшееся в наследство от английской колонизации, и плюс двустороннее движение на маленьких узеньких улочках. А паркуются они вообще по принципу «кто первый встал, того и тапки», при том прямо посреди дороги, и меня не волнует, как ты меня объезжать планируешь, а если еще учесть, что на скоростные лимиты вообще мало кто обращает внимание, это нечто!
Когда мы сели в такси из аэропорта в Слиему, ехали мы около получаса, я думала, что я поседею! Мало того, что несется как бешеный, дорога петляет, вихляет и вообще, так еще же и все в обратном порядке – правостороннее движение. В общем, адреналин тот еще. Когда я, в прямом смысле слова, вывалилась из машины у отеля, на ногах я еле стояла – меня так укачало и так было страшно, что какие-либо мысли мужа об аренде автомобиля здесь я отмела сразу. Никакого автомобиля, только общественный транспорт!
Я реально привыкла к неспешности и правильности шведов на дорогах, и начала забывать про особенности южного темперамента и характера.

Вот парочка улочек Валлетты

А вот улочка Слиемы

Поэтому, мы решили, что будем по максимуму пользоваться общественным транспортом. И это оказалось очень даже удобно и комфортно, слегка авантюрно, главное, раздобыть расписание автобусов и паромов, и не поддаваться на туристические провокации с покупкой хоп-ин хоп-оф и прочего туристского деньгопоедания.

Объясняю.
По всей Мальте ездят туристические красные автобусы, как и в любой другой стране Европы, hop in hop off. Они проезжают по многим туристическим местам, и, купив билет на день, вы можете выходить где угодно, а потом садиться на следующий автобус, и ехать дальше по маршруту. Разница между автобусами обычно 10-15 минут, на Мальте – до получаса. Для туристов это оч удобно, сама пару раз пользовалась, когда мало времени в городе было, а хотелось побольше посмотреть.
Но Мальта – это совсем другое дело! Остров небольшой, но объехать все достопримечательности за один день – нереально, надо брать билет минимум на два дня, на большее не продают. Билет стоит 17 евро на день или 32 евро на два дня.

А теперь внимание, прикол! Общественный транспорт (автобусы) ходит отлично, хоть и по странному расписанию, и заезжает во все туристические достопримечательные места и еще и подальше, и маршруты разнообразнее, расписание замечательное – от 5 до 20 минут, правда, не всегда соблюдается, но это уже другая история. А стоимость однодневного билета – 1,5 евро.
Мы так катались все дни, иногда в день мы меняли 5-6 автобусов, чтобы добраться до нужного пункта. Разница очевидна и ощутима! Автобусы оч комфортные, с кондиционером.

Правда, здесь есть несколько нюансов, местами юмористических, но легко решаемых. Мы к ним привыкли уже на второй день, в первый день было просто весело, муж – швед слегка возмущался)))
На Мальте использование общественного транспорта – это реально спорт с элементами авантюры. Вспоминаются советские лозунги – Быстрее, выше, сильнее! и Готов к труду и обороне!

Итак, что же такого особенного в мальтийских автобусах?

На первый взгляд вроде все нормально, все как всегда – остановки помечены соответствующими указателями, висит расписание автобусов, на крупных остановках есть терминалы, откуда отправляется определенный номер автобуса. Все удобно и логично, если забыть про южный менталитет)))
И вот тут начинаются приключения...

- Расписание автобусов есть, но, мягко говоря, условное, и автобусы не то, чтобы опаздывают, они могут и раньше уехать...

Когда мы поехали на автобусе до паромного терминала на Гозо, а это практически вдоль всего острова, около 1 часа езды, мы были несказанно рады, что рано пришли на остановку, и у нас еще 20 минут до автобуса, в тенечке постоим, оглядимся, время есть, так же посмотрим расписание других автобусов на завтра, чтобы спланировать день. Хорошо, что мы не ушли далеко от остановки, так как через минуту приехал автобус с нужным номером... за 19 минут до времени отправления... Мы зашли, купили дневной билет, сели, и через 3 минуты автобус отправился в путь... После шведской пунктуальности мы были в шоке!
Вот и терминал на Гозо, обратите внимание, видна дорога вдоль побережья

- Поймай автобус!
Итак, наш «ранний» автобус следует до Чиркеввы – до парома на Гозо. Это – один из самых популярный туристских маршрутов, все хотят попасть на остров Гозо. И вот тут внимание – мы сидели на первом ряду и место водителя и сам водитель очень хорошо нами просматривались. Автобус идет через Слиему, Сан Джулиан и остальные курортные городочки, постепенно собирая туристов и местных жителей. Может, какой другой автобус и собирает, но не наш, т.к. наш водитель просто напросто убрал номер автобуса с лобового стекла, и мчится, не останавливаясь, по маршруту. Туристы на остановке мило улыбаются... Когда мы выехали за пределы крупных туристических зон, на нашем автобусе опять появился номер, и теперь мы уже останавливались на остановках))) Интересный подход...

Второе, что следует помнить о «Поймай автобус» так это то, что когда вы стоите на остановке и видите, что идет нужный вам номер, начинайте размахивать руками, резко, активно и все вместе, иначе, водитель решит, что вы не его ждете, и не остановится!
Мы так один автобус упустили, мило помахивая билетиками на остановке, но для второго автобуса практически танцевали самбу с элементами чирлидинга, остановился, улыбается)))

- Ну что, поймали автобус? Угадайте, какой номер)))

Буквально пару лет назад на Мальте полностью обновили автобусный парк, и большинство автобусов оснастили электронным табло с номером и маршрутом. Но вот только проблема в том, что не все водители еще научились пользоваться электроникой, и путают кнопки))) Когда мы ждали в Виктории автобус №307, стояли у нужного терминала, пришел автобус, 302, который вообще от другого терминала отходит. Мы все двинулись к нему спрашивать, водитель сказал да да 307, заходите, и вышел. Мы загрузились, пришел новый водитель, включил табло с номером автобуса...306, в салоне недоумение с элементами возмущения, на что водитель заявляет, что все доедут куда планируют, хотя это два разных направления, и в это время в салон уже заходят те, кому нужен 306-ой))) Из будки «главного штаба» выбегает мужчина делового вида, что-то оч эмоционально объясняет водителю на мальтийском, по интонации явно мат))), и тот меняет номер на 307. Ура! Мы все-таки поедем туда, куда нам надо. Пассажиры 306-го покидают салон...

- Написанному верить!
Ну да, можно, конечно, и верить, но лучше спросить у водителя))) Я так поняла, что мальтийцы – очень разговорчивый и душевный народ, иначе зачем на табло маршрута автобуса указывать не конечную станцию, а абы какую, где слово красивей. Мы так несколько раз пытались добраться до Валлетты, всего 15 минут автобусом, куча автобусов из Слиемы туда ходит, но... ни разу на автобусе Валлетта не значилась конечным пунктом, хотя она конечный пункт, именно там – главный терминал, и можно пересесть на другие автобусы, колесящие по дорогам острова. Естественно, что все туристы, первым делом, кричат водителю, а доедем ли мы до Валлетты. Да, конечно, отвечает тот 35 раз за каждую остановку, и с удовольствием так отвечает, а на табло тем временем красуется непонятное туристу название...

Вот как-то так у них там с транспортом))) А мне даже понравилась такая автобусная авантюра, теперь прямо удивляюсь пунктуальности лундских водителей автобуса)))