02 августа, 2017

Как я была волонтёром в музее Kulturen, живя в фермерском доме 19 века



Моя история с волонтёрством началась в апреле этого года на фейсбуке, когда я увидела объявление на странице моего любимого музея Лунда – Kulturen. В объявлении говорилось, что музей этим летом решил провести пилотный проект по «оживлению» домов музея разных эпох, и приглашает волонтеров всех возрастов и профессий для исполнения роли «жильцов». Желающие могут написать на электронный адрес. И я загорелась! Всегда мечтала сделать что-то подобное, а тут такая возможность. 


Рассказала мужу, он был в восторге от этой идеи, и согласился провести время с детьми, если я таки стану волонтером. В тот же вечер я решилась написать в музей. Были у меня сомнения по поводу того, подойду ли я им или нет, по большей части, все-таки, из-за моего акцента – я хоть и говорю на шведском вполне нормально, но русский акцент даже и не пытаюсь скрыть – бесполезно, а тут шведская история со средневековья до двадцатого века...

Как все начиналось

Я написала честное письмо, что я русская, живу в Лунде почти 5 лет, увлекаюсь изучением истории, культуры и искусства Швеции, про семью и двоих маленьких пупсов, про то, что умею общаться с детьми, про мою преподавательскую работу, интересы в туризме, расписала все, как могла, и фото приложила.

И примерно через две недели, когда прошел дедлайн, я получила приглашение на организационное собрание в музей. На собрание пришло человек двадцать, встретили нас очень приветливо и слегка волнуясь, три девушки – работницы музея. Они рассказали, как они видят проект и что от нас хотят, выдали бумаги с правилами для волонтеров, и пригласили на экскурсию по музею по домам, заявленным в проекте. Как оказалось, нас уже разделили по домам. И сразу оговорились, что если вдруг мы не будем согласны на этот дом, то можно торговаться)))

Всего в проекте участвовало 5 домов – Блекингегорден, Босмоллаторп, Дом Декана и Сад трав, Дом рабочего, и Люстхюсет – Веранда летнего дома. Сначала мы пришли к Саду трав и дому декана (Dekanhuset och Örtagård), в него распределили трех женщин средних лет, они оказались очень веселыми и озорными, я бы даже сказала))) И очень обрадовались своему назначению.

Далее мы подошли к Blekingegården, и тут назвали мое имя. И, Вы знаете, я была очень рада! Вот почему-то именно об этом доме я и думала, когда писала письмо в музей, хотя я мало себе представляла фермерскую жизнь в Блекинге начала 19 века.



Тут же я познакомилась с моими «сожительницами» по дому – очаровательной, очень активной и полной идей Гунбритт, и серьезной активисткой Биргиттой. Мы сразу нашли общий язык, и, конечно же, были рады работать вместе.

Про волонтеров и костюмы

Когда мы подошли к следующему дому – Bosmållatorp – и были названы имена тех, кто будет «жить» в этом доме, мужчина средних лет, Даг, так искренне обрадовался своему «назначению», и рассказал, что его бабушка была родом из Босмолла, и лично знала владелицу этого дома Кристину, о судьбе которой и рассказывает музей. Когда Даг рассказывал о своей семье, я слушала с открытым ртом, как все это было интересно и от души. Как оказалось, самое интересное только начинается, и свой удивленно-восторженный рот я не закрою до конца проекта)))
На фото - Даг - слева во втором ряду. Рядом с ним - Биргитта, крайняя слева - Гунбритт. Меня, надеюсь, нашли))) Фото - Культурен

Еще фото нашей команды
 
Далее нас ждал Arbetarebostaden, Дом рабочего, 1930-1940х годов, и Анника рассказала нам, что здесь будут «жить» супруги из Стокгольма. Они специально приедут в Лунд на эти две недели, т.к. давно мечтали об этом. Как оказалось позже, в этом доме волонтером будет сам @vintagemannen, Ингемар Альбертссон, коллекционер винтажной одежды 1930-40 годов, с супругой Анн-Мари. Я давно наблюдаю за ними в Инстаграм (собственно, винтажманнен – это и есть его аккаунт), за потрясающими костюмами и событиями из их жизни, а тут они будут волонтерами, как и я! Только в своих нарядах. В общем, своими восторгами я всех волонтеров «подсадила» на винтажный аккаунт. (Фото - Культурен)



А потом уже во время кофепаузы, мы расспрашивали Анн-Мари об их коллекции винтажа и жизни, и она призналась, что обожает винтаж и они с Ингемаром примерно 80% своей жизни проводят в винтажных нарядах. Каждый день, независимо от повода. Одним словом, восторг!

Далее через неделю мы пришли на примерку костюмов. В этот день мои восторги продолжились, ведь моя коллега по Блекингегордену Гунбритт пришла на примерку... в своем костюме! Точнее, в льняном костюме ручной работы ее бабушки из Блекинге, 1840 года выпуска (см. фото волонтеров) Вот тут рты поракрывали даже музейщики! Еще у Гунбритт было несколько интересных вещиц из льна – украшений для одежды, наши музейные работницы быстренько побежали фотографировать и сканировать ценности. Дальше больше – многие наши волонтеры начали рассказывать истории своих семей, традиции тех времен и обычаи. Я тихо стояла и молчала, просто осознавая тот факт, что я это все слышу вживую!



В общем, примерка костюмов прошла отлично! В музейном арсенале был парадный костюм из Блекинге, но очень маленького размера, и как раз мне он подошел. Все были очень рады, т.к. висит себе, ждет «миниатюрную девушку». Ну и моя самооценка тоже сразу взлетела до небес, т.к. со второй беременности еще есть лишние килограммы, которые очень вяло уходят. А тут, надо же, в маленький костюм влезла, ура, одним словом, я в костюме фермерши!

Проблема была только в обуви, точнее, в ее отсутствии. В арсенале музея нет обуви того времени, только деревянные башмаки, не приспособленные для хождения. 


Так что, нас попросили прийти в своей обуви, главное, не в кроссовках и без блесток.
Вот тут я в любимых Тимберлендах.

А специально для музея, да и вообще, давно хотелось, но как-то не решалась, я купила себе современный кожаный вариант тех самых деревянных башмаков. Они оказались такими удобными, я их практически не чувствовала на ногах. Так что теперь я в них и по городу хожу, и путешествую по региону тоже иногда в них же.

Позже к команде волонтеров присоединился Юлиус – молодой парень с внешностью монаха. Он так удачно вписался в костюм монаха времен средневековья, что посетители музея иногда даже думали, что он – настоящий. И правда, я когда его первый раз увидела в комнате для волонтеров, в полном обмундировании, аж онемела!

Далее нас снабдили литературой по музею и дому, и отпустили на месяц, до 10 июля, когда будет первая репетиция «жизни» в домах. За этот месяц надо все прочитать и понять, а еще подумать над тем, чем развлекать посетителей (игры, занятия, песни).

За это время я прочитала все и еще больше, даже вспомнила, что у меня есть книга с играми и песнями, в которые играли и пели в Швеции в разные эпохи.

И вот она, первая репетиция! Честно, я волновалась накануне, кто его знает, что там и как будет... Но все оказалось проще, чем я думала. Нас никто не экзаменовал на наши знания, поверили на слово))) Просто наши помощницы рассказали нам как они проводят экскурсию по дому, о быте и устоях того времени, и ответили на наши вопросы.




Во время второй репетиции нас оставили одних в доме вместе с реквизитом, и мы втроем уже думали, как жить будем))) Сразу решили, что песни петь мы не будем, какие песни, работа стоит! Гунбритт и Биргитта отлично вяжут, поэтому они вооружились спицами и пряжей, еще Гунбритт почти профессионально штопает старые шерстяные носки, а Биргитта может читать Катехизис 19 века на старо-шведском. А я, что из этого могу делать я? Учиться вязать поздновато, Катехизис читать, ну да, ага!



В общем, я решила попробовать чесать шерсть))) И со второго раза у меня очень даже получилось! Решено, буду с умным видом шерсть чесать и показывать всем желающим, как это делается.

О «жизни» в музее

И вот настал наш день! 18 июля наш проект стартовал! Ура! Все на местах, поехали! Мы «жили» в домах два часа в день, со вторника по пятницу, две недели, в две смены – одни с 12 до 14 часов, другие – с 14.30 до 16.30. Я выбрала себе первую смену, так было удобней лично мне и моей семье. В 14.00 мы встречались все вместе на кофе с пирожными и много общались на всевозможные темы, в том числе и обсуждая нашу «жизнь» в музее. У нас получилась очень позитивная команда, столько веселых и юморных личностей, и очень начитанных. Истории были потрясающие!



Эти две недели пролетели как один день, на одном дыхании! Столько положительных эмоций, такой заряд позитива от музейщиков, волонтеров и посетителей. Вы бы видели, как радовались посетители музея, когда встречали людей в нарядах разных эпох, столько восторга на их лицах. А сколько вопросов они задавали о быте и традициях нашего дома. И были очень благодарны за мини-экскурсию, что мы проводили по нашему фермерскому дому.

Уже в первый день я сорвала аплодисменты за чесание шерсти))) Дети выстраивались в очередь попробовать почесать самим, с маленькими мы чесали вместе. Каждому ребенку я дарила маленький кусочек «расчесанной» шерсти, дети были в полном восторге! Тут же Гунбритт и Биргитта, смотря кто был со мной в одной смене, развлекали детей изготовлением игрушек из шишек и опавших плодов деревьев – яблок и груш. Детям очень понравилось самим создавать игрушки.

Помню, как рассказывала немецкой семье, что в 19 веке не было Лего, и прочих игрушек, и детям надо было самим придумывать, как играть. Так маленькая девочка прямо заплакала, когда узнала, что у кого-то нет Лего.

А еще все желающие могли попробовать наши «фирменные» деревянные башмаки, и пройтись по брусчатке сада. Веселое зрелище, скажу я Вам, особенно в компании с коромыслом и ведрами, которыми мы тоже снабжали всех желающих.

Моя Эмма была в диком восторге от посещения мамы в музее. Очень ей понравились башмаки, она даже попыталась в них пробежаться, мама вовремя остановила Звезду))) 


А еще мы с ней чесали шерсть, но больше всего Эмме понравились рассказы Гунбритт и возможность сделать игрушку самой.



Языковой вопрос

За эти две недели я встретила очень много туристов из разных стран, и шведов, конечно же. В первые дни я даже немного расстроилась, что вроде хотела свой шведский попрактиковать, а сама целый день на английском говорю с иностранцами. Но, с другой стороны, было очень приятно, что Лунд посещает все больше и больше иностранных туристов. А потом пошли и «шведские» дни. В общем, и шведский я попрактиковала, и датский, и даже немецкий начала понимать)))

Конечно, некоторые посетители меня спрашивали, говорю ли я по-русски, так как акцент слышат, я кивала, что Да, говорю! Оказалось, что среди шведов много любителей русского языка и культуры, несколько посетителей-шведов признались, что учили язык в школе, или во время учебы в России. И даже пытались говорить со мной по-русски. Приятно! Среди иностранных туристов тоже были любители России со знанием языка.

Одна женщина была так рада сказать мне «Я тоже могу немного русский», а потом призналась, что она – исландка, русский учила в молодости как хобби. В общем, языковые пристрастия посетителей музея я тоже выяснила))) Были и украинские туристы, которые общались на хорошем английском, и прокололись, когда я им стала про шведский способ соления свинины рассказывать. Они тут же закричали «Сало», и мы перешли на русский, долго смеялись. Дальше историю дома они уже познавали на почти родном языке)))

Про персонал музея

А как нам радовался обслуживающий персонал музея! Садовники, охранники и прочие хранители реквизита, смотрители домов, реставраторы, гиды и т.п., все улыбались еще издалека, подходили, жали руку, представлялись, и благодарили за то, что мы делаем. «Музей прямо ожил с вашим появлением!» А в один день сама директор музея, Anki Dahlin (Анки ДалИн), лично прогулялась по музею и пообщалась с каждым волонтером.

Так что, мы чувствовали себя очень важными и нужными! В один из крайних дней нашего проекта, организаторы пообщались с нами во время кофе и сказали, что не ожидали такого успеха от проекта, поэтому они, естественно, хотят продолжить его существование, и мы все приглашены, если захотим! И пригласили нас на празднование 125-летия музея в сентябре. Будет большой праздник с огромным количеством гостей, ну а мы будем встречать всех в «наших» домах. Конечно же, все согласились! Так что, я надеюсь, что очень скоро мы опять соберемся тем же составом в нашем, уже почти родном, Культурене.


А пока, наш проект завершился, и вчера был первый вторник, когда мне не надо было идти в Культурен. Как-то грустно, я уже привыкла, и немного скучаю по веселому смеху и историям наших волонтеров, и по туристам, интересующимся всем и вся в шведской фермерской жизни 19 века, и по моей чесалке шерсти)))

Вот такое летнее приключение было у меня в музее Культурен!

Все фото мои.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.