08 июля, 2016

Велосипедная экскурсия в Лунде: как Эмма знакомилась с паблик-арт города



Я продолжаю знакомить моих пупсов с искусством и экскурсиями. В мае мы с Теодором были на экскурсии по Кафедральному собору Лунда, теперь настал черёд Эммы. И если Теодор окунулся в средневековую историю, то Эмма много узнала о современном искусстве общественного пространства Лунда, то есть о Паблик-арте, а конкретно, о скульптурах городского парка и южного района города.

Несколько дней назад мы с Эммой побывали на велосипедной экскурсии по Лунду. Подобное мероприятие проводилось не в первый раз, но просто раньше как-то даты неудобные были, и вот, наконец-то, свершилось.
Конечно, я могла бы и одна поехать на экскурсию, но я решила взять с собой Эмму, к тому же, я же на моем тага-байке езжу, для Эммы и вид лучше, и для меня естественней, когда она в байке сидит)))


В общем, мы поехали в Стадспаркен, где и началась наша экскурсия. Нас было 25 экскурсантов на 25 байках, плюс моя Эмма, как главный экскурсант. Все прошло замечательно, мы познакомились с общественным искусством Городского парка (если честно, я раньше как-то и не замечала, что там такое есть, каюсь, ай-яй-яй, теперь буду внимательней), потом направились в южный район Лунда Klostergården. В том районе я бываю не часто, точнее, почти не бываю, так как мы живем на севере города, ну и центр с востоком мной тоже охвачены. 

Я получила огромное удовольствие от искусства и рассказов гида, а Эмма накаталась на байке, насмотрелась по сторонам, и откровенно так спрашивала меня об очередном произведении паблик-арта: «Мама, а это что такое и зачем художник это сделал?» Как могла, объясняла зачем)))

Итак, предлагаю и Вам познакомиться с искусством общественного пространства или паблик-артом Лунда.

В Лунде достаточно часто проводятся бесплатные экскурсии по паблик-арту в разных районах города. Да и паблик-арта в городе очень много. Причина тому проста – при постройке новых общественных и жилых зданий, 1,5 % от строительного бюджета обязательно закладывается на приобретение произведения паблик-арт, которое будет стоять снаружи или внутри постройки или комплекса построек. 0,5% от бюджета закладывается на реставрацию уже существующих произведений паблик-арт города. Соответственно, все мероприятия по выбору и покупке произведений искусства осуществляются Художественным салоном города Konsthallen и представителями власти. Я считаю, что идея – просто потрясающая и очень нужная, способствующая как благоустройству территорий и культурному просвещению граждан, так и развитию паблик-арт.

Я побывала на нескольких таких экскурсиях, и теперь могу с уверенностью сказать, что пусть не всё, но достаточно много знаю об искусстве общественного пространства Лунда. Поэтому у меня появилась идея рассказать Вам побольше о скульптурах на улицах нашего города. Но это в будущем, а пока Велосипедная экскурсия по Лунду.

Первым пунктом нашей программы стал Лабиринт Оскара Рейтерсверда, возведенный им в 1996 году в Стадспарке Лунда специально для «5-ти летних исследователей мира». Автор специально подчеркнул, что этот лабиринт идеально подходит для пятилетних детей, ведь именно в этом возрасте малыши с удовольствием бегают в лабиринте со знанием дела. И рост подходит. Если ты старше, то вполне можешь увидеть выход из лабиринта сверху, а это не интересно! Вот как!

Я читала про лабиринт моего обожаемого Оскара Рейтерсверда, но не видела картинок, поэтому вот этот куст как-то не особо у меня ассоциировался с произведением Мастера. Ну что ж, ошибки допускают все! Теперь я знаю что и как, и мы обязательно вернемся сюда с Эммой, побегаем по лабиринту, не дожидаясь ее пятилетия)))

Напротив Лабиринта стоит интересная скульптура, на первый взгляд не понятно, что это и как. На второй взгляд, кстати, тоже))) Это – Tufsen (Туфсен), скульптор Egon Möller-Nielsen, 1952 год. Автор посвятил эту работу своей дочери, которую ласково в семье звали Туфсен. 


По этой скульптуре очень любят лазить дети, в чем и была задумка автора. На ней есть ступеньки, и есть горка, и тоннель. 

Эмма с удовольствием лазила по ней, пока наш гид Эмиль расказывал про историю создания и смысл сия произведения.


А наш путь лежит к входу в бассейн Högеvallsbadet, где мы встречаем еще одно произведение паблик-арт работы скульптора  Eva Löfdahl (Ева Лефдаль), которое называется «Kalender 1/11 2011–31/3 2012», т.е. Календарь.


Эта скульптура создавалась ровно 5 месяцев, каждый день по одной частичке. При том на каждой есть дата создания.




Правда, похоже на шашлык?! Очень информативное произведение искусства, рассказывающее о шведских традициях и шведской жизни. Вот тут моя Эмма взгрустнула, т.к. мама не разрешила ей побегать вокруг скульптуры, сама при этом активно фотографировала)))

На этом мы покидаем Городской парк и едем в сторону Sparbanken Arena. Внутри в фойе тоже есть произведение паблик-арт, но, увы, арена сегодня закрыта. Поэтому все смотрим в стеклянную дверь, а вдруг))) Эмма тоже активно интересуется, что там показывают.


Все смешалось... байки, люди)))


Дальше мы едем в Клостергорден, где в одном из обычных жилых дворов тоже есть паблик-арт. К сожалению, пока я парковалась и фоткала, из головы совершенно вылетело имя автора, вот вообще! Обычно я очень хорошо запоминаю имена и названия, а здесь... Самое обидное, что и интернет не помог! Пусть сия странная конструкция так и останется странной! Но симпатичной!




Вот тут Эмма опять загрустила, ведь рядом с произведением искусства находится детская площадка)))

А у нас по плану последний на сегодня арт-объект на Ringsvägen, это – человек, несущий теленка, Kalvbäraren, работы Cecilia Edefalk (Сесилия Эдефальк), 2009г.  

Когда я его увидела, я ничего не поняла! На меня смотрел древнегреческий Мосхофор – скульптура несущего теленка, 6 век до н.э., с Афинского акрополя. Я его прекрасно помню по лекциям по истории античного искусства. Пыталась я спросить гида, почему госпожа Эдефальк решила в бронзе изваять копию мраморной античной статуи, но Эмиль ничего не ответил, сославшись на сложность вопроса))) Ну и ладно! Собственно, судите сами, вот специально для Вас нашла в тырнете Мосхофора:

Вот такое оно - искусство общественного пространства, заставляющее задуматься, приглядеться и заинтересоваться не только историей современности, но и античности и прочих древностей!

Какая у нас получилась великолепная экскурсия! Спасибо Кунстхаллену Лунда и администрации города за организацию таких экскурсий!

Продолжение рассказа о паблик-арте Лунда обязательно последует!

Все фото мои, кроме Мосхофора.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.